Своевременная замена фильтр осушителя поможет избежать поломок и сэкономит деньги.

Как часто нужно заменять фильтр осушителя в грузовом транспорте? Зачастую, многие водители задумываются над этим вопросом тогда, когда осушитель приходит в негодность и тормозная система начинает барахлить. Если летом с этой проблемой удается справиться достаточно быстро, то при наступлении холодов можно попасть в серьезные неприятности – при резком понижении температуры вода замерзает в трубках тормозной системы, лед препятствует прохождению воздуха и тормоза «клинит».

На дороге такие ситуации могут иметь серьезные последствия, как для грузовика, так и для водителя. Чтобы обеспечить исправную работу тормозной системы рекомендуется устанавливать новый фильтр осушителя в начале осени до первых заморозков.

Осушители тормозной системы одни из самых важных фильтров с достаточно сложной конструкцией, которые применяются в грузовом транспорте. От их работы зависит исправность тормозной системы, а значит безопасность вождения.

Для чего необходим фильтр осушителя?

Фильтр осушителя применяется в пневматической тормозной системе, которой оснащены практически все современные грузовики. В пневматическом приводе используется не мускульная энергия водителя, а энергия сжатого воздуха, что позволяет получить практически любые тормозные силы, необходимые для торможения машины, при небольших усилиях водителя. Кроме того она экономична, надежна и неприхотлива в обслуживании.

Функциональность и качество работы пневматики зависят от целого ряда параметров. Большое значение среди них имеет состав сжатого воздуха, используемого в системе. Воздух в пневматической тормозной системе должен быть сухим. Избыточная влага в его составе приводит к целому ряду проблем:

- образованию конденсата, в результате чего возможна некорректная работа или отказ узлов и агрегатов в результате коррозии;

- растрескиванию резины;

- разложению смазки;

- засорению трубопроводов.

Эти проблемы вызывают избыточное или недостаточное давление в тормозной системе, что отрицательно сказывается на ее работе. Зимой при низких температурах вода замерзает в трубопроводах пневматики и лед препятствует прохождению воздуха, что приводит к невозможности ее эксплуатации. Проверка влагоотделителя в пневмосистеме и удаление конденсата – это одна из первоочередных работ, которую необходимо проводить еще до наступления первых холодов.

Если мороз застает в дороге необходимо удалять конденсат прямо на трассе, иначе с первыми холодами машина попросту встанет, так как воздух перестанет поступать в энергоаккумуляторы и тормоза откажут. Если фильтр осушителя старый, то нужно не только удалить влагу из системы, но и обязательно заменить сам фильтр. Производители осушителей рекомендуют менять фильтр раз в год, а в сложных условиях эксплуатации автомобиля (при повышенной влажности, перепадах температур, горной местности, пыли и пр.) под которые попадает большая часть территории России, заменять его следует чаще – два раза в год.

Практика показывает, что российские водители грузовиков, уже привыкшие к регулярной замене масляного фильтра, зачастую забывают о фильтре осушителя и устанавливают новый только тогда когда старый приходит в негодность. В свою очередь, сокращение межсервисных интервалов и регулярная замена фильтра осушителя значительно повышает защиту тормозной системы и снижает затраты на ремонт благодаря уменьшению коррозии и физических микродеформаций воздушной системы, которые возникают при периодических замерзаниях пневматики грузовой иномарки.

Конструкция фильтр осушителя

Это фильтр, при прохождении через который из состава сжатого воздуха отделяются пары воды. Он устанавливается в питающей части воздухопровода, что позволяет обеспечить стабильное качество сжатого воздуха в системе. Осушитель работает по принципу адсорбции – из воздуха  происходит осаждение влаги на активные компоненты фильтра. Основными конструктивными элементами осушителя являются:

- картридж;

- фильтрующий элемент с адсорбентом;

- фильтр механической очистки воздуха;

- обратный клапан;

- система распределения сжатого воздуха.

Сжатый воздух, нагнетаемый компрессором, проходит через фильтр, где он подвергается предварительной очистке от посторонних примесей. Затем он поступает в корпус сменного картриджа, наполненного адсорбентом, где водяные пары, находящиеся в составе воздуха, осаждаются. В итоге, осушенный воздух поступает в систему и подается в тормозные камеры.

Необходимо отметить, что в процессе осушения фильтры теряют свои осушающие способности, поэтому они восстанавливают их в процессе регенерации. В конструкции системы предусматривается специальный ресивер, в который направляется часть осушенного воздуха из осушителя. При регенерации сжатый воздух поступает в обратном направлении и, проходя через картридж, попадает в атмосферу.

Долговечность фильтра зависит от соблюдения требований эксплуатации. Регенерация должна чередоваться с осушением воздуха. Если в тормозной системе нет утечек и регенерация осуществляется регулярно, то осушитель сохраняет свои качества согласно указанному сроку.

Качество фильтр осушителя

Качество фильтр осушителя напрямую зависит от адсорбционного материала, который позволяет получать хорошо осушенный сжатый воздух.

На российском рынке запчастей для грузовиков представлено достаточно много марок фильтров осушителей для европейского коммерческого транспорта. Достоинства фильтров производства ведущих марок, Wabco, Knorr-bremse, Mann-Hummel, Mahle, Haldex:

- высокая степень влагопоглощения;

- длительный срок эксплуатации фильтрующего элемента при условии регулярной регенерации;

- высокая эксплуатационная надежность и удобство в обслуживании.

Благодаря этим преимуществам осушители от данных производителей с успехом эксплуатируются на ведущих европейских марках грузовиков.

Риск от использования некачественных фильтр осушителей

Низкокачественные фильтр осушители после установки на транспортное средство могут привести к определённым проблемам в тормозной системе.  

Риски от использования некачественных фильтр осушителей:

Низкая осушающая способность. Некоторые образцы некачественных картриджей плохо осушают воздух, поэтому вода может попадать в резервуары и тормозную систему. При замерзании тормозных клапанов тормозная система может выйти из строя. Вода в тормозной системе приводит к коррозии и выводит из строя тормозные клапаны. В этом случае могут потребоваться дополнительные эксплуатационные и ремонтные расходы. Вследствие сниженной вместимости резервуара уменьшается количество циклов возможной активации аварийного тормоза.

Гранулы абсорбента при эксплуатации превращаются в порошок, который высыпается из картриджа и попадает в тормозную систему, тем самым загрязняя ее. В итоге, кроме снижения качества работы картриджа выйти из строя может вся тормозная система. Поэтому в России (в сложных условиях эксплуатации автомобиля) специалисты рекомендуют менять фильтр осушителя два раза в год.

Велика вероятность, что в фильтре использованы некачественные прокладки. Отсутствие герметичности ведет к увеличению числа рабочих циклов компрессора, и как следствие, к высокому расходу топлива и возможному повреждению компрессора.

Как правило, низкокачественные осушители не рассчитаны на слишком высокое давление в тормозной системе и при сильных нагрузках фильтр может просто взорваться. В этом случае ремонт грузовика обойдется в круглую сумму.

Как определить некачественный осушитель?

Если есть сомнения в качестве фильтра следует внимательно его осмотреть.

Характерные черты некачественного осушителя:

- Резиновое прокладочное кольцо на внешней кромке основания картриджа прилегает неплотно.

- Полукруглые отверстия по внутренней поверхности прокладки у основания картриджа меньшей глубины, чем у качественной детали.

- На внутренней пластиковой вставке часто отсутствуют специальные метки производителя.

- Вес качественной детали и низкокачественного осушителя может отличаться.

Если выяснилось, что некачественный картридж установлен на транспортном средстве, то следует оперативно заменить его на качественную деталь. Чтобы защитить себя от сомнительной продукции следует покупать осушители у проверенных поставщиков и официальных дистрибьюторов.

P.S. Вам решать на что ориентироваться при покупке осушителя для своего автомобиля: приобрести самую дешевую деталь (часто довольно сомнительного качества) из имеющегося ассортимента или остановить свой выбор на фильтре в работе которого Вы будете уверенны. Поэтому, не стоит забывать, что своевременная замена качественного фильтр осушителя – залог долгой работы тормозной системы, а значит гарантия бесперебойной эксплуатации автомобиля, вовремя доставленных грузов и отсутствия финансовых потерь.

При подготовке материала использовались данные, любезно предоставленные компанией WABCO.

Статья подготовлена независимым экспертом, мнение автора может не совпадать с мнением администрации сайта.

26.11.2014